«Лжец на кушетке»

by Виктория Тарабаничева

liar

Ирвин Ялом – известный американский психолог и психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Стенфордского университета и автор многочисленных бестселлеров, среди которых «Лжец на кушетке», « Когда Ницше плакал», «Шопенгауэр как лекарство».
Первое мое знакомство с психотерапевтическими историями Ирвина Ялома началось с книги «Лжец на кушетке». Хочу порекомендовать всем людям, которые хоть раз в жизни задавались вопросами « А что же за таинство происходит в кабинете психотерапевта?», « Зачем ходить к психологу?» , «Есть ли реальная помощь от сеансов?», а также «Насколько честны и порядочны люди этой профессии?», обязательно прочитать эту книгу и получить ответы на весь этот ворох вопросов. Роман читается легко, увлекательно, и вы даже не заметите, как проникнетесь искренним уважением и состраданием к людям такой сложной профессии, как лечение души.
Повествование раскрывает перед читателем сразу несколько главных героев, соответственно несколько сюжетных линий и несколько острых проблем, касающихся этики, профессионализма и норм поведения хорошего психотерапевта.
В этом и состоит польза данной книги – любой интересующейся психологией человек может сразу обозначить для себя критерии правильного классического сеанса терапии. Но пойдем от обратного. Как говорят мудрые психологи: « Если хорошо не знаешь виды патологии, то и не поймешь нормы». Итак, какие же подводные камни скрываются в личном терапевтическом контакте?
Во-первых, перенос и контрперенос. В книге Г.И Каплан «Клиническая психиатрия» говорится, что перенос – это процесс, при котором пациент бессознательно и несоответственно ситуации переносит на окружающих лиц те паттерны поведения или эмоциональные реакции, которые берут начало от значимых для него с детства образов. Проще говоря, человек при длительной терапии начинает проявлять по отношению к своему терапевту все те чувства и эмоции, которые он испытывает к близким людям. Он может реализовывать в сеансе свои взаимоотношения с отцом или матерью, проецировать не пережитые обиды и прочее. И самое щекотливое в данном аспекте, что постепенно человек начинает испытывает к терапевту чувство привязанности, благодарности и, возможно, любви. И это и не удивительно, ведь терапевт при проведении сеанса удовлетворяет потребность клиента в понимании, любви, уважении, подчинении и т.д.
В свою очередь, контрперенос, исходя из той же книги Г.И. Каплан, – это явление, когда реакция терапевта на клиента такова, как будто он является значительным образом из прошлого врача. Чем больше клиент действительно напоминает образы из прошлого врача, тем больше вероятность таких реакций. Например, случаи, когда врач обнаруживает зависимость от похвалы или одобрения больного; не может перенести, когда больной сердится; испытывает удовольствие от сексуального поведения больного и прочее.
Именно эти два явления связывают воедино всех героев рассказа. Уже в самом начале книги мы читаем про случай возникшей сильной привязанности пожилого врача и юной импульсивной пациентки. И этот сюжет является своего рода преамбулой дальнейших рассказов. Читатель сразу погружается в сложный динамический процесс сеанса терапии, проникается чувствами отчаяния и фрустрации терапевта, растворившегося в ярких переживаниях своей клиентки и не сумевшего удержать выстраиваемый годами фасад профессиональной этики под натиском контрпереноса. На мой взгляд, терапевт прекрасно осознавал, что на самом деле происходит, но, видимо, и сам был рад обмануться, ведь юная девица специально или неосознанно удовлетворяла его потребности во внимании и в чувстве собственной полноценности: терапевт уже глубокий старик, калека и былая слава гуру психологии движется к закату.
Далее в книге мы находим и другие факты того, насколько опасны явления переноса и контрпереноса и какую злую шутку они могут сыграть с участниками терапевтического сеанса.


Во-вторых, сотрудничество врача и пациента во внерабочее время. Базисом таких отношений также выступают пресловутые перенос и контрперенос. Это как почва для взращивания всех остальных вредных сорняков, готовых в любой момент задавить профессиональную честь психолога, если тот не будет своевременно отслеживать происходящие процессы в сеансе. Так вот, в книге художественно и феерично повествуется о том, как всеми уважаемый, авторитетный психотерапевт легко попадается на приманку афериста в надежде заработать много денег. Клиент-аферист уже давно специализируется на умудренных опытом терапевтах и знает, каким способом потешить самолюбие и расположить к себе, а главное знает, что терапевты тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Терапевты могут хорошо анализировать других, ставить диагнозы, выискивать подспудные желания, скрытые смыслы, но самих себя им очень трудно разгадать и понять чем мотивированы их собственные поступки. Сначала терапевт переступает грань этики в вопросе личного контакта с клиентом вне сеанса, потом оправдывает дорогие подарки и далее уже не замечает как чувство наживы и алчности поглощает его с потрохами. А ведь изначально, он должен был просто спокойно отказать клиенту на предложение о деловом сотрудничестве. Идя на поводу у собственных чувств, он потерял все, что у него было: деньги, достоинство, честь и репутацию.

В-третьих, психотерапия может оказаться абсолютно бесполезной. Такой подводный камень рабочего процесса нужно учитывать всегда. Психологи не Боги, а всего лишь люди, жалеющие излечить душу пациента или хотя бы ослабить невротические симптомы. Но по статистике всего лишь 30 % прибегнувших к психотерапии излечиваются от своих мук с помощью врача. Кому-то помогают суггестивные метода в виде гипноза и нейролингвистического программирования, а некоторые так вообще верят только в обывательские традиционные внушения, исходящие от просвещенных старцев и бабушек. Так что, помимо профессионализма врача, нужна и еще и вера пациента, но не слепая вера, а вполне трезвая и разумная. Даже я, учитывая факт моего обучения в магистратуре психологического факультета, еще не до конца верю в эффективность психоанализа. Особенно, поражает долговечность, дороговизна и жесткие рамки данного процесса: три раза в неделю по часу от трех –до семи и более лет, в зависимости от вашего душевного состояния. Такое могут позволить себе сильно увлеченные психоанализом люди, имеющие достаточно много свободного времени и денег. И опять же такая длительная терапия может также оказаться бесполезной. В книге приводятся примеры таких негативных результатов, делается большой упор на то, как такие казусы в своей практике переживают терапевты и как им бывает нелегко удержать непоколебимость веры в собственный профессионализм.

В общем и целом, Ирвин Ялом беспощадно откровенничает со своим читателем, ведь после прочтения кто угодно может усомниться в пользе терапии, а также в самой профессии психолога. Например, юные читатели могут передумать вступать на путь изучения души и выбрать для себя более прагматичную специальность. Безусловно, в книге есть и успешные результаты работы, но все же описанные опасности достаточно серьезны как для психолога, так и для клиента. Еще раз убеждаешься, что сеанс терапии – это не просто милый разговор по душам между друзьями, это серьезный процесс, приоткрывающий тайные сферы подсознательного как клиента, так и у самого терапевта. Забыла еще упомянуть такую важную штуку, которая тоже сквозит по всему роману, как сопротивление. Как раз именно оно и возникает у клиента, как только начинают «докапываться» до подсознательных процессов, прорываясь сквозь прочно выстроенные защитные механизмы. Под сопротивлением понимаются случаи, когда пациент опаздывает на беседу с терапевтом, забывает о назначенной встречи, пытается избежать ее, ссылаясь на недомогание, ведет себя вызывающе во время беседы. Что примечательно, в книге можно увидеть сопротивление и у самих терапевтов, а это гораздо любопытней с познавательной точки зрения. Психотерапевтические сеансы являются двусторонним процессом и за время многолетней работы с одним и тем же клиентом, сам терапевт проходит собственный личный анализ своего сопротивления, контр-переноса и соблазна воспользоваться пациентом в личных целях.
Одним словом, всем без исключения рекомендую почитать эту великолепную книгу «Лжец на кушетке».