Родительская чуткость

chutkost'

В данной статье я хочу поднять тему о том, что такое родительская чуткость, появляется ли она с рождением детей или ей нужно обучаться, почему она важна и как влияет на развитие детей!
Когда рождается ребенок, мы оказываемся с ним один на один в мире, где он не может сказать, а мы не всегда можем понять причины его плача и беспокойства. Кажется, что его потребности в младенческом возрасте узки, но даже перебирание разных вариантов не всегда помогает. От чего же так происходит?
Чем младше младенец, тем сложнее ему самостоятельно справляться со стрессом, который в нем вызывает голод, холод, мокрый подгузник или наскучившая игрушка над кроватью. Сказать он не может. Необходимо тут сделать отступление и отметить, что взрослые, умея говорить, также не всегда могут правильно адресовать свои эмоции и выразить их. Например, мама, придя домой ругается на ребенка за несделанные домашние задания, хотя на самом деле злиться на то, что ей в метро наступили на ногу на новые туфли. И в тот момент, когда младенец начинает плакать от настигшей его потребности, он ждет помощи.
Есть разные варианты, как мамы обычно реагируют в подобных ситуациях: мама прибегает, хватает малыша и начинает трясти, качать и успокаивать, или предполагая, что ребенок может быть голодным, начинает его кормить, а иногда родители и вовсе не приходят, решив, что ребенок должен учиться сам себя успокаивать .
Я не буду углубляться в данный момент в физиологические показатели стресса для младенца, но важно знать то, что младенец также сильно нуждается в установлении близких эмоциональных отношений со старшим и более опытным человеком, который может его защитить и успокоить, как и в воздухе и еде. Он может научиться стабилизироваться только при помощи взрослого, и взрослому необходимо воспринимать и реагировать именно на те сигналы, которые в этот момент исходят от ребенка.
И собственно самое сложное - научиться интерпретировать сигналы ребенка, слышать и понимать их. Для этого необходимо наблюдать за ним и быть открытым для восприятия именно его желаний. Часто мы бываем загружены лишней информацией, нашими мыслями, ожиданиями и совершенно бессознательно переносим свои желания на ребенка. «Маша, надень кофту, холодно! говорим мы Маше в +25, когда она носится с друзьями по детской площадке»
Так вот , чуткость – это в первую очередь открытость, отсутствие ожиданий с нашей стороны, это возможность дать ребенку переживать то, что он чувствует. И если мы научимся этому с самого младенчества, то и в 15 лет нам будет легче видеть в ребенке самостоятельную личность, имеющую свои желания и права.
Ниже приведу основные моменты чуткости в разных регистрах: вербальное, зрительное, темповое и тактильное:

Речевое общение:
Когда мы взаимодействуем с младенцем: играем с ним, лежим рядом, переодеваем, кормим, важно проговаривать его внутренний мир, его эмоциональные состояния. Например, «тебе холодно и ты куксишься», или «тебе не нравится и ты расстроен».
Также эмоциональная чуткость касается озвучивания значения и смысла действий ребенка. «Ты отворачиваешь голову, ты не хочешь есть»

Зрительный контакт:
Еще один чрезвычайно важный фактор для формирования привязанности является зрительный контакт. Обмен взглядами и мимика позволяют нам понять ребенка, а ему научиться различать эмоции человека. Глядя маме в глаза и слушая ее голос, который озвучивает происходящее, очень помогает сформировать эмоциональный контакт между матерью и ребенком.

Ритм общения в действиях и речи:
Иногда можно заметить, что ребенок что-то уронил или споткнулся, а реакция родителей как будто он разбился или уронил что-то невероятно ценное. Ребенок в эти моменты не понимает, почему на одно его поведение реакция одного типа, а в другие моменты иная. Это его путает и мешает установлению близкого контакта с родителями. Для формирования чуткости очень важно иметь адекватную реакцию на запросы ребенка, то есть соотнесение с ребенком, и корректировать свое поведение.

Успокоение:
Возвращаясь к исследованию, что только взрослый человек может помочь младенцу научиться регулировать уровень стресса, необходимо сделать акцент на взаимодействии родителя с ребенком в момент попытки успокоить. Здесь очень важен телесный контакт с ребенком и внимательное поведение взрослого.
Например, когда ребенок упал и плачет, обнять его и проговорить его боль и обиду, и посмотреть, что ему в этот момент необходимо.

Реализация потребности в привязанности является необходимой предпосылкой для установления близких эмоциональных отношений с другими людьми. Если уже в младенчестве ребенок сталкивается с тем, что его потребности игнорируются, это приводит к снижению способности эмоционального и душевного контакта с людьми. Человек в более позднем возрасте избегает душевной близости, и его отношения обычно носят дистанцированный характер. И все, что вы вкладываете в ребенка в плане образования, знаний, возможностей, не будет иметь смысл без этого. Ведь в конечном итоге каждая мама желает своему ребенку счастья, и близкий эмоциональный контакт – это то, без чего это счастье состояться не может.

Более подробно о том, как выстроить близкие эмоциональные отношения с ребенком и сформировать чуткость в отношении к детям , мы рассказываем на семинаре «Родительская чуткость» (
www.psycompas.ru) Будем рады Вас видеть!